mahmut_2020 (mahmut_2020) wrote in rossica_antiqua,
mahmut_2020
mahmut_2020
rossica_antiqua

Categories:

Гиперборея VI века: скифы-русь — hrws.

Схолия к трактату Аристотеля «О небе»:
«Мы, говорят, заселяем среднее пространство между арктическим поясом,  близким к северному полюсу, и летним тропическим, причем скифы-русь  (Σκύθας τους ‘Ρώς) и другие гиперборейские народы живут ближе к  арктическому поясу, а эфиопы, арабы и другие - к летнему.»


Это сообщение вероятнее всего  датировать не позднее VII в., поскольку в византийской литературе, известный с античности этноним «арабы», с началом арабских  завоеваний вытесняется этнонимом «сарацины», а сами арабы распространяются до мест обитания самих византийцев и уже не подходят, как пример «крайне южного» народа наравне с эфиопами. Составные этнонимы вполне обычны для позднеантичных и раннесредневековых географических сочинений и карт-дорожников, например, «скифы-аланы» или «скифо-троги». В данном случае интересно, что скифы-русь упомянуты как типичный гиперборейский  (то есть крайне северный) народ, а это значит, что в недошедшем до нас первоисточнике они занимают какое-то особенное положение даже относительно других гиперборейских племен. Чтобы понять характер этого особенного положения, обратимся к другому источнику — «Истории» сирийского автора VI в. Псевдо-Захария:


Перечислив 13 кочевых народов, живущих к северу от Кавказа, автор переходит к описанию самых северных из известных ему племён:


«Вглубь от них (живет) народ амазраты и люди-псы, на запад и на север  от них (живут) амазонки (amazonides), женщины с одной грудью, они живут  сами по себе и воюют с оружием и на конях. Мужчин среди них не  находится, но если они желают прижить, то они отправляются мирно к  народам по соседству с их землей и общаются с ними около месяца и  возвращаются в свою землю. Если они рождают мужской пол, то убивают его,  если женский, то оставляли и таким образом они поддерживали своё  положение. Соседний с ними народ hrws, мужчины с огромными конечностями,  у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их  конечностей. Дальше на восток, у северных краев, есть еще три черных  народа»


Здесь важно заметить, что никаких более северных народов Псевдо-Захарий не знает, то есть его «гипербореи» — это семь народов, живущих «вглубь» и к северу от 13 кочевых. Упоминание именно семи «гиперборейских» народов, по-видимому, символично (7 звёзд «ковша» созвездия Большой Медведицы) и связано с тем же самым «арктическим поясом», возле которого автор схолии поместил скифов-русь. При этом Псевдо-Захарий не смог назвать по именам 3 «чёрных» народа, то есть он (или его источник) их не знал, но посчитал нужным довести общее число северных народов до 7.  Первая пара народов — амазарты и люди-псы, соответствует паре «амардаты и люди-псы» из сирийской версии «Александрии», и восходит к упоминаемой ещё Помпонием Мелой паре «амардаты и пестики».  Превращение «пестиков» в «людей-псов» скорее всего произошло в том же VI в. путём «народно-этимологического» прочтения их этнонима с помощью славянского *pьsъ. Что касается амардатов, то, вероятно, их сопоставили с народом мардов/мардатов, известных и позднее под именем «мирдатов» или «мирватов».  Описание амазонид у Псевдо-Захария «один в один» повторяет описание амазонок у другого авторитетного писателя того же VI в. — Псевдо-Кесария, но у последнего нет ничего ни про hrws, ни про 3 «чёрных» народа.


Заметим, что общее взаиморасположение семи самых северных народов у Псевдо-Захария соответствует взаиморасположению 7 ярких звёзд Большой Медведицы, спроецированных на земную поверхность:


Гамме и Бете (Фегда и Мерак, «дно ковша») соответствуют амазарты и люди-псы, Эте (Бенетнаш, «край ручки ковша») — амазониды, Дзете (Мицар, «изгиб ручки ковша») — русы, Эпсилону, Дельте и Альфе (Алиот, Мегрец, Дубхе) — 3 чёрных народа. То есть в этой географической системе русы среди северных народов занимают самое северное положение. Схематично это выглядит примерно так:








Конечно, сложно установить непосредственно автора данной компиляции.  Псевдо-Захарий скорее всего воспользовался готовым текстом, переведённым с армянского. По-крайней мере уникальные сведения о некоторых кочевых народах, русах и трёх чёрных народах обнаруживают влияние древне-армянского языка (в частности наличие протетич. h- в этнониме «hrws» связано с невозможностью начального r- в др.-армянском). Действительно: далее Псевдо-Захарий довольно подробно рассказывает о деятельности армянских миссионеров в стране неких гуннов на Северном Кавказе. Так по его словам епископ Кардуаст с несколькими помощниками в течении семи лет занимался переводом «Священного писания» на гуннский язык, а его преемник епископ Макарий продолжил миссию и находился среди гуннов в период написания труда Псевдо-Захария. А ещё сириец описывает посольства византийцев к тем же самым гуннам, и их контакты с миссионерами. Причём основными целями посольств была вербовка союзников для ведения войн с врагами Византии, и, естественно, византийских послов интересовали все возможные союзники, а также их боеспособность. На этом фоне становится понятным и уместным уникальное описание русов, как длинноногих/длинноруких, но безлошадных и невооружённых. А также понятен источник уникального свидетельства о скифах-руси и «других гиперборейских народах» — послы византийцев, добывающие свежую и полезную для империи информацию.

Tags: заметки, историческая география, источники, начало Руси, соседи Руси
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments